![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)
17 июля 2022
Из Ньюкасла нам надо было попасть в Инвернесс, где у нас была забронирована гостиница. Первой точкой стала деревня Хеддон-он-те-Уолл, где сохранился большой кусок Адрианова вала, а дальше я не очень понимал. Самая логичная дорога в Инвернесс ведёт через национальный парк Нортумберленд, там совершенно замечательные пейзажи, но, видимо, туда надо специально ехать на день или даже на несколько дней. Около шотландской границы находится сразу несколько исторических городов, и на пути туда мы посмотрели Драйбургское аббатство, а на пути обратно — и это, соответственно, я сейчас не буду показывать — Мелроуз. Наконец, уже севернее Перта, под конец светового дня, мы остановились в деревне Бирнем. Всё это в этой части.
Драйбургское аббатство.
Что такое Адрианов вал, мы все знаем — таким образом была обозначена северная граница, или даже фронтир, римских владений в Британии. Южнее вала, пересекавшего весь остров, была относительная цивилизация, севернее — дикие племена, всякие пикты и вообще непонятно кто. Более интересно, что от вала осталось довольно много, не только большие куски, но и остатки фортов. Подробный его осмотр в наши планы не входил, я просто выбрал на карте ближайшее к аэропорту Ньюкасла место, где сохранился большой кусок стены, около сотни метров — кажется, по совместительству это ещё и самый восточный сохранившийся кусок вала. Находится он в деревне Хеддон-он-те-Уолл, последние три слова в названии которой к валу и относятся. Стена смотрится довольно зрелищно.
Адрианов вал.
Мы немного прогулялись по деревне и нашли церковь святого Андрея. Утверждается, что она 12 века, хотя современное здание производит впечатление гораздо более нового. То ли я ошибаюсь, благо серый камень трудно датировать, то ли 12 век означает дату освящения самой первой церкви на этом месте.
Церковь святого Андрея.
И при церкви, как полагается, кладбище.
Кладбище.
Дорога из Ньюкасла в Инвернесс должна, естественно, пересечь границу Англии и Шотландии. Южнее границы расположен национальный парк Нортумберленд, это масштабные холмистые пейзажи почти без леса. Самое красивое место по дороге мы пропустили, и я не стал разворачиваться, а нашёл подальше точку, где можно остановиться, и поснимал оттуда. Это не в самом парке, но, насколько я понимаю, парк практически со всех сторон вокруг. Конкретно это место находится между деревнями Ридсдейл и Вудборн Стейшн (последняя, действительно, была пристанционным посёлком, но железная дорога там давно разобрана).
Холмы северного Нортумберленда.
На границе Англии и Шотландии тоже хорошая видовая точка. Вот вид в сторону Шотландии.
Вид с англо-шотландской границы.
Дальше у нас оставалось ещё несколько часов, и надо было принимать какие-то решения. Округ около границы называется, не то чтобы совсем непредсказуемо, Скоттиш-Бордерс, и там достаточно чего посмотреть, всё мы никоим образом не успевали. Сначала мы доехали по всё той же дороге на Инвернесс до города Джедборо, где остановились выпить кофе. От кафе отличный вид на руины августинского аббатства Джедборо 12 века (не знаю точно, какого времени сохранившиеся здания), потерявшего свой статус в 1560 году, во время шотландской Реформации, и до начала 20 века благополучно разрушавшегося, а потом законсервированного.
Аббатство Джедборо.
Аббатство хоть и было закрыто после Реформации, церковь использовалась как приходская, и к середине 19 века она пришла в негодность. Новая приходская церковь строилась с 1872 по 1875 год, и наше кафе находится прямо около неё.
Церковь Троицы.
А поехали мы в находящееся недалеко Драйбургское аббатство. Оно было основано в 1152 году, принадлежало ордену премонстрантов, благополучно дожило до 1600 года и было закрыто в ходе Реформации. За это время трижды аббатство грабили английские войска, причём в 1385 году они постарались так, что потребовалась специальная программа восстановления. К концу 18 века тут оставались только руины, и в 1786 году участок земли, на котором находилось аббатство, купил Дэвид Эрскин, 11-й граф Бьюкен. А в 1811 году располагавшееся неподалёку имение Эбботсфорд приобрёл сэр Вальтер Скотт, который был хорошо знаком с Эрскином, с аббатством, и в конце концов был там похоронен. Могила сохранилась и доступна для посещения, хотя примерно половина территории аббатства, когда мы там были, оказалась закрыта из-за ковидных ограничений.
Драйбургское аббатство.
Аббатство находится в излучине реки Туид, но реку из него не видно (по крайней мере, с доступной в тот момент для посетителей территории) из-за особенностей рельефа. В трёх километрах севернее, на высоком берегу реки, есть видовая точка под названием Скоттс-Вью — с объяснением, что это был один из любимых пейзажей Вальтера Скотта, и он любил сюда ездить. Виды, действительно, хорошие, река тут течёт среди холмов далеко внизу.
Виды со Скоттс-Вью.
Нам надо было проехать Эдинбург, где я боялся застрять в пробке. Когда мы его проехали без осложнений, стало понятно, что до конца светового дня у нас времени практически нет, и мы заехали в деревню Бирнем. Я уже не помню, почему мы выбрали именно её, возможно, искали место, где выпить кофе, или был какой-то интересный указатель. От неё у меня осталось три фотографии. Церковь девы Марии — неоготическая, построена в 1856—58 годах по проекту Ричарда Кромуэлла Карпентера, но башня была пристроена только в 1882 году.
Церковь девы Марии, Бирнем.
Рядом стоит монументальное и также неоготическое здание отеля Бирнем, построенное в 1850-е годы. На второй фотографии двухэтажная будка привратника отеля. История тут состоит в том, что Бирнем стоит на железной дороге, ведущей из Перта в Инвернесс. С 1856 по 1863 год он был конечной станцией, и именно на это время приходится пик развития строительства города. Месте тут довольно красивые — Бирнем стоит на реке Тэй, которую, впрочем, мы видели только через неделю в Перте, — и это был довольно заметный викторианский курорт.
Отель Бирнем.
Потом стемнело, и в Инвернесс мы въезжали уже в темноте. Переночевав, следующим утром мы поехали на Оркнейские острова, о чём я уже рассказывал. Дальше займёмся дорогой с островов в Обан, где мы провели несколько дней.