22 июля 2020
Фахверк, наконец, почти закончился, и в этой части мы в основном увидим архитектуру 20 века.

Дом директора гимназии.
Непосредственно южнее центра расположен Французский сад — парк размером где-то 300 на 500 метров. В нём есть пруд с фонтаном и нутриями. На фотографии фонтан видно, а нутрий нет.

Пруд Французского сада.
Ещё интересные вещи находятся в другой, восточной, части парка, но вы сначала вышли за ограду посмотреть на группу зданий. Самое заметное из них — церковь святого Людовика, католическая неоклассическая церковь 1838 года постройки. Святой Людовик в данном случае именно французский король Людовик IX, участвовавший в трёх крестовых походах и за это позже канонизированный и получивший соответствующее прозвище. Выбрали его в качестве покровителя не просто так, а из-за того, что строительство церкви профинансировал баварский король Людвиг I (не следует его путать с куда более распиаренным, в частности, замком Нойшванштайн и фильмом Висконти, Людвигом II).

Церковь святого Людовика.
Стоящее рядом здание церковной администрации едва ли не интереснее здания самой церкви. Это 1993 год, архитекторы Игнац и Буркхард Нихаус.

Здание церковной администрации.
Наконец, чуть в стороне от церкви стоит здание под названием Дом директора гимназии, фотографию которого я вынес в заглавие. Вот ещё две.


Дом директора гимназии.
Это произведение Отто Хеслера, одного из самых значительных представителей движения Новой объективности. Хеслер жил в Целле с 1906 по 1933 год (потом Баухаус был закрыт, Хеслер потерял все заказы, с трудом пережил войну и после неё работал в ГДР), где он довольно много всего построил, и в городе даже есть его музей. Среди прочего, Хеслер выполнил два больших жилых проекта, сохранившихся до наших дней. Ничего этого мы не видели, а посмотрели только на три здания, в которых невооружённым глазом видны концепции соответствующих архитектурных школ. Дом директора гимназии — одно из его последних конструктивистских произведений, это 1930—31 годы.
В восточной части Французского сада стоят несколько не вполне тривиальных построек. Вот эта называется Шлёсхен — уменьшительное от Шлосс, дворец. Это ренессансное фахверковое здание построили по прямому указанию князя Христиана Брауншвейгского в 1611 году. Я видел фотографии, на которых он красный и бело-крвсный, так что перекрашивают его, по всей видимости, регулярно.

Шлёсхен.
Рядом с ним институт и музей пчеловодства, в котором тоже какое-то фахверковое здание, то ли склад, то ли ещё что-то, но довольно почтенного возраста.

Музей пчеловодства.
Дальше нам были нужны кварталы восточнее Французского сада. Это всё несколько за пределами исторического центра, но одна из основных её улиц, Бергштрассе, продолжается сюда, и центр хорошо видно. Вот этот дом нам в прошлых сериях уже попадался.

Кляйнер План 4.
А на самом продолжении Бергштрассе (дома нумеруются по Им Крайзе) стоят в ряд ещё несколько домов, и среди них тот, за которым мы сюда шли — фахверковая синагога. Это 1740 год, позднее барокко. Собственно, то, что она деевянная, её и спасло — в Хрустальную ночь, когда жгли синагоги по всей Германии, эту трогать не стали, так как сгорел бы весь квартал, состоявший из домов арийцев. Тем самым синагога стала старейшей сохранившейся в Нижней Саксониии. Прихожанам всё это не помогло, и кто не разобрался и не уехал сам, тех отправили в лагеря уничтожения, но здание пережило войну, и в 1974 году его вернули еврейской общине. Сейчас часть здания занимает что-то типа музея, но было уже поздно, и мы туда не попали.

Синагога.
Вот пара соседних домов.

Им Крайзе 17—18.
И нам уже надо было ехать домой, так что мы снова пересекли Французский сад и пошли в сторону вокзала. В Целле не просто хорошо с архитектурой 20 века, по большей части благодаря Хеслеру, но и в достаточном количестве стоят поясняющие таблички (на фахверковых зданиях в центре их нет), и даже проложены маршруты для любителей современной архитектуры. Где-то в середину одного из них мы и попали. Рядом с садом (Зэгемюлештрассе 11) стоит дом Лоддерса 1905 года постройки в стиле модерн, архитектор Лауэ из Целле.


Дом Лоддерса.
А чуть дальше — целых два здание Хеслера. Альтштадтская школа — огромное здание, так, что ниоткуда в кадр не помещается, 1926—28 годы.



Альтштадтская школа.
И стоящий рядом дом ректора того же времени, классический конструктивизм. Тут хорошо видно влияние Ритвелда и голландской группы Де Стейл — но от таких ранних построек Ритвелда сохранилась вроде бы только одна, вилла Шрёдер в Утрехте, и я её не видел.



Дом ректора школы.
В общем, понятно, что надо ещё раз ехать в Целле и целенаправленно смотреть Хеслера. Последнее, что мы увидели в городе — церковь Мартина Лютера, 1933 год, архитектор Фриц Хёгер. Стиль церкви источники описывают как экспрессионизм. Я не знаю, что такое экспрессионизм в архитектуре, но если такое действительно есть, то церковь, наверное, в этот стиль вписывается. Дата тоже замечательна — опоздали бы на несколько месяцев, не было бы сейчас такой церкви.


Церковь Мартина Лютера.
Надо сказать, что из всего, что мы за эту неделю видели, Целле для меня был самым неожиданным — и мы ещё не всё посмотрели. В следующей, последней серии Вольфсбург.