Хамельн - 1
May. 27th, 2021 10:57 pm
20 июля 2020
С утра мне надо было поговорить со студентом, и я остался в гостинице в Бад-Пирмонте, а дети пошли в зоопарк. Потом я закончил, они вернулись, и мы уехали в Хамельн — две станции на поезде. Про Хамельн я не то чтобы совсем ничего не знал, у меня был с собой путеводитель, но будет не очень сильным преувеличением сказать, что практически я знал только легенду о гамельнском крысолове — ну, и то, что город относительно удачно пережил войну, сохранив свой исторический центр. Связано это прежде всего с тем, что в своей истории он никогда не играл сколько-нибудь заметной роли — например, он никогда не был столицей большого государства, да и вообще независимым был только с 15 века до Тридцатилетней войны, по результатам которой вошёл в курфюршество Брауншвейг-Люнебург. Именно такие города и переживали войну, и в Германии их десятки, если не сотни. Оказалось, однако, что среди этих десятков или сотен Хамельн несколько выделяется, и не только крысоловом. Во-первых, тут сохранилось около десятка зданий в стиле везерского ренессанса — это такой наивный вариант северного возрождения, распространённый в долине реки Везер — Хамельн как раз на Везере и стоит, и реку мы тоже увидим, но в следующей части. Во-вторых, тут много фахверка. То есть, конечно, тут не то чтобы ужасно много фахверка, и, вообще, на нашем пути количество фахверка только увеличивалось — в Хамельне больше, чем в Ганновере, в Хильдесхайме ещё больше, а в Целле количество фахверка уже вполне описывается словами "ужасно много". Но в Гамельне его реально много, хотя в основном он будет во второй части. Но и в этой увидим немного.

Ляйстхаус (Остерштрассе 9).
Вокзал в Хамельне (между прочим, узловая станция — тут сходятся линии на Ганновер, Падерборн, Оснабрюк и Хильдесхайм) находится где-то в километре от исторического центра. Мы дошли в центр самым простым путём, но и самым малоинтересным — вдоль больших улиц. Там не то чтобы совсем нечего было посмотреть, но и фотографировать я ничего не стал. Мы могли бы войти в старый город через главный вход и сразу оказаться на его основной пешеходной улице Остерштрассе, но вместо этого мы предпочли сначала погулять по боковым улицам, где туристов практически нет. Там же где-то мы и пообедали. Вот пара типичных пейзажей.

Бауштрассе 14.

Бауштрассе 12.
Как любой уважающий себя средневековый европейский город, с 13 века Хамельн был обнесён городской стеной, которую в 17 веке капитально реконструировали по лучшим на то время обрвзцам, а в 19 веке постепенно разобрали, и от стены остался совсем небольшой фрагмент с двумя башнями — который как раз и находится рядом с этой улицей Бауштрассе. Обе башни, ну, и, вероятно, стена между ними, были построены около 1450 года.

Пороховая башня (Пульфертурм)

Стена со шпилем церкви святого Николая

Башня Хаспельмата (Хаспельматтурм)
Башни до сих пор ограничивают центр с севера. Там, где раньше был ров, сейчас довольно широкая улица Каштаниенвал, а за ней — хорошо сохранившийся район застройки то ли конца 19, то ли начала 20 века, уже почти модерн.

Ветторштрассе.

Ветторштрассе 19.

Ватерлооштрассе 1.

Каштаниенвал 15—19.
Через дорогу (то есть на внутренней стороне Каштаниенвал) всё ещё старый город.

Каштаниенвал 32.
А забрели мы сюда в поисках фонтана с крысоловом. В Хамельне довольно сложно абстрагировться от легенды о крысолове (известной примерно с 1300 года, к тожу же в разных вариантах), так как о ней тут напоминает что-нибудь буквально на каждом шагу. Среди прочего, в Хамельне есть три фонтана на тему легенды — старый на Остерштрассе (мы его не фотографировали), новый около здания ратуши на внешней стороне Каштаниенвал (ниже на фотографии), и ещё один без определения, южнее центра, в каких-то местах, куда мы не дошли. Новый фонтан был сделан в 1975 году, скульптор Карл-Ульрих Нусс, и выглядит довольно симпатично.

Новый фонтан с крысоловом.
А потом мы, наконец, пошли в центр, на ту самую пешеходную улицу Остерштрассе. Первое, что мы увидели, ещё не доходя до самой улицы — вмонтированная в стену относительно нового здания могильная плита некоего Герхарта фон Бенте, какого-то местного феодала, если я не ошибаюсь, старейший сохранившийся артефакт Хамельна. Рядом здание музея, и, возможно, плита как-то к нему относится. Само здание (Ляйстхаус, 1589) — один из лучших образцов везерского ренессанса, и я его выставил на заглавную. В понедельник музеи закрыты, и внутри мы не были.

Могильная плита Герхарта фон Бенте.
На Остерштрассе есть ещё несколько каменных (или оштукатуренных кирпичных, непонятно) щданий везерского ренессанса. Вот, например, 1576 год.

Остерштрассе 12.
Этот дом построен по мотивам ренессанса — похоже, но год указан 1904, то есть неоренессанс.

Остерштрассе 33.
Самый интересный ренессансный дом на этой улице, дом Крысолова, к сожалению, был на реставрации — то есть весь фасад в лесах. Я сфотографировал только дверь.

Дверь дома Крысолова, Остерштрассе 28.
Но гораздо больше фахверка.

Остерштрассе 17—21.

Остерштрассе 18.

Остерштрассе 21.

Остерштрассе 3.
Западный конец Остерштрассе упирается в Рыночную площадь — по факту главную площадь города. На ней, как полагается, стоит церковь — в данном случае Рыночная церковь святого Николая, неплохая готика, построенная в три приёма, все три в 13 веке.



Рыночная церковь саятого Николая.
И, опять же, много всякого фахверка.

Пфердемаркт 10.


Остерштрассе 51.
И замечательный дом в стиле везерского ренессанса — дом Демптера или Демптерхаус — 1607 год, назван по имени своего первого владельца Тобиаса фон Демптера, позже ставшего бургомистром Хамельна.


Демптерхаус.
Со своего северо-западного края площадь выглядит так.

Рыночная площадь.
В дальнем её конце видно то же здание, что и на паре фотографий выше — там налево уходит улица Остерштрассе, которую мы уже видели. А вот слева на фотографии видно самое, наверное, интересное здание Хамельна — Свадебный дом, или, если не переводить, Хохцайтсхаус. Вот оно более крупным планом и с немного другого ракурса.

Свадебный дом.
Во-первых, он тоже построен в стиле везерского ренессанса, и это самое большое в Хамельне здание этого стиля. Строили его в 1610—1617 годах, и, хотя такого размера и вида здание на центральной площади легко принять за ратушу, Свадебный дом никогда не был ратушей — с самого начала он выполнял функции помещения, где собирались горожане. Пройдя через множество всяких метаморфоз, он вернулся к первоначальному состоянию, и сейчас в нём заключаются браки. Внутри, вроде бы, сохранились интерьеры 17 века, но мы там не были, да и я вообще не знаю, можно ли нормальным способом попасть внутрь. Однако у Свадебного дома есть и функции, выполняемые снаружи. Набор колоколов на стене — на самом деле карильон (хотя я совершенно не помню, играет ли он что-нибудь в целый час), а тёмный прямоугольник на втором этаже — дверь, за которой стоит механический автомат. Три раза в день она открывается минут на десять, и собравшейся внизу публике совершенно бесплатно показывают представление — естественно, на тему легенды о крысолове.
От площади на запад уходит улица Центхофштрассе — собственно, на её углу стоит Демптерхаус.

Центхофштрассе.
Где-то в западном конце которой мы сделали вот эту фотографию.

Барельеф.
И это, кажется, первый в моей практике случай, когда я не знаю, где сделана фотография. То есть не то, чтобы совсем не знаю. Во-первых, у меня записан трек, через полторы минуты (если писать чаще, не зватает батарейки на телефоне). Он даёт западную часть Центхофштрассе — там три дома с одной стороны и огромный современный торговый центр, куда мы заходили — с другой. По Германии у Гугла практически нет фотографий — после судебных исков они прекратили снимать панорамы в Германии и Австрии. Обычно есть какие-то зацепки, по которым фотографию удаётся локализовать. Например, точное местоположение двери дома Крысолова на фотографии чуть выше я смог определить по отражениям в стекле — там мне оба здания удалось идентифицировать. Тут же таких зацепок нет, и поиск по тексту на барельефе не выдаёт ничего. Мы с Иннокентием потратили на поиски два часа, и всё, что нашли — сайт ловцов покемонов, где есть фотография того же барельефа, поставленная примерно в западный конец Центхофштрассе. Надо ещё понимать, что длина Центхофштрассе около ста метров, так что точность нашего трека и, видимо, координат Покемон-Гоу такая, что барельеф может находиться где угодно. Я не знаю даже, висит ли он на своём месте, или был перенесён, например, в торговый центр, после того, как дом сломали или разбомбили. Так он и останется у нас как барельеф на Центхофштрассе, который за свю историю фотографировали (или, по крайней мере, размещали фотографии в интернете) всего два человека. В туристическои городе одной из самых туристических стран мира.